Коррекционная работа

"Дети  невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд.

Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста.

Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве..."

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей"

Одним из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей).

Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

Система коррекционно-развивающей работы в нашем ДОУ построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение ведут специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели.

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В МБДОУ

Группа компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

В   детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с задержкой психического развития с целью осуществления квалифицированной  коррекции недостатков в психическом и речевом развитии, детей с особыми возможностями здоровья.

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, т.е. психическое развитие отстает от возрастных норм..

В группу компенсирующей направленности поступают дети после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) на основании заключения и рекомендаций. Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но развитие отстает от возрастной  нормы, то ребенок получает направление в группу компенсирующей направленности.

В соответствии с СанПиН предельная наполняемость группы компенсирующей направленности составляет: 10 человек

Название «коррекционная группа» означает, что здесь созданы особые условия, которые необходимы для преодоления определенных, специфических проблем развития ребенка, проблем которые не позволяют ему активно осваивать окружающие мир.

В большинстве случаев, если оказывать ребенку специальную помощь, то к началу школьного обучения развитие нормализуется. И тогда наши воспитанники успешно справляются со школьной общеобразовательной программой. 

Но для того, чтобы это произошло, родителям необходимо тесно взаимодействовать со специалистами и воспитателями детского сада. В некоторых случаях, без помощи врача также не обойтись. 

Коррекционная группа  -  это:
- особая  развивающая среда,  способствующая    преодолению  задержки развития (оборудование, пособия, игры и т.д.);
- адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития;
- «щадящий» режим дня;
- специальные коррекционно-развивающие занятия.
  Основная задача в работе с детьми - это повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности я рассматриваю не как самоцель, а как одно из средств, психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.

С детьми работают такие специалисты как: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и два воспитателя. Обучающие занятия проводит логопед, к ним относятся: развитие фонематического слуха; обучение грамоте. Воспитатели коррекционной группы имеют специальную подготовку, хорошо знают особенности детей с проблемами в развитии, владеют методами и технологиями специального воспитания и обучения. Воспитатели проводят непосредственно образовательную деятельность (занятия): формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром и развитие речи; ознакомление с художественной литературой, конструирование, рисование, аппликацию и лепку. Занятия проводятся фронтально, по подгруппам и индивидуально.

Воспитатели работают по заданию логопеда (закрепление пройденного материала). Логопед проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком по исправлению речевых нарушений. На занятиях и в режимных моментах с детьми проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастика, разучивание скороговорок. Все занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе имеет ряд преимуществ:

1) Работа коллектива детского сада направлена на реализацию образовательной и адаптированных программ с применением здоровьесберегающих технологий.  

2) Педагогическое  и коррекционно-развивающее сопровождение обеспечивают воспитатели совместно с командой специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, физинструктор, музыкальный руководитель).

3) Меньшая наполняемость групп. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.

4) Полное обеспечение педагогического процесса специальными программами, методическими пособиями и техническими средствами обучения.

5) Психологическое сопровождение обеспечивает педагог-психолог, имеющий в своем арсенале широкий спектр программ и методик, специальных пособий, техническое оснащение для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере ребенка, для развития высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), для снижения уровня тревожности.

Информация о детях посещающих группу компенсирующей направленности конфиденциальна, в документах ребенка нигде не фиксируется, что ребенок посещал группу компенсирующего развития. 

Не теряйте времени.

Если Вы видите, что ваш малыш уже отличается от других (не говорит, пассивен или наоборот расторможен, не понимает речь), чувствуете, что с ним что-то не так, не ждите, начинайте работать с ним сразу, не дожидаясь, пока проблемы будут наслаиваться друг на друга, как снежный ком.

Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специализированных групп детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. В более сложных случаях, когда ЗПР имеет осложненный характер или поздно начата коррекционно-развивающая работа (лишь в подготовительной группе),ребенку может быть рекомендовано обучение в коррекционной школе (по решению психолого-педагогической комиссии). 

Если  Вашего ребёнка направляют в

группу компенсирующей направленности, 

без сомнений соглашайтесь.

Ребёнок от этого только выиграет. Без комплексного подхода невозможно преодолеть любое нарушение.

После проведённой коррекции дети  легче адаптируются и социализируются в новых для них условиях.

Инклюзивное образование

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

 Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

 Мир особого ребёнка безобразен и красив.

 Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Одним из направлений психолого-педагогической деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность».

Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Задачи инклюзивного образования:

1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.

3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Инклюзивное образование в МБДОУ №11 реализуется.

- в коррекционной группе для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

- путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Правила  инклюзивного образования

•       Все воспитанники равны в детском сообществе.

•       Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.

•       У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

•       Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.

•       Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.

•       Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.

•       Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.

•       Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности

Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-педагогического сопровождения.

 Педагоги МБДОУ разрабатывают индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка с ОВЗ, определяется учебная нагрузка.

С детьми проводят:

беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка), совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществляют через консультации, практикумы, родительские собрания,. Родителей информируют о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, знакомят с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

   ВАЖНО ПОМНИТЬ

Детство – важнейший период

человеческой жизни:

не подготовка к будущей жизни,

а самая настоящая, яркая.

самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка

1 Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.

8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.

15.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Логопедический пункт

На базе МБДОУ работает логопедический пункт для оказания коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с речевыми нарушениями.

 Логопедический пункт (логопункт) –создан для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной речи, которые мешают им усваивать образовательные программы.

      Цель работы логопункта —  оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет

     Задачи логопункта:

-своевременно выявлять речевые нарушения у воспитанников ДОУ;
-осуществлять коррекцию речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
-оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) и  педагогам  учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей.

На логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

На логопедический пункт принимаются дети, которые имеют заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с такими логопедическими нарушениями:

·        нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР  

·        фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР

-         общее недоразвитие речи -  ОНР - третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.  На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.  Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время.

Учитель-логопед индивидуально занимается с каждым ребенком. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. Индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.  Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.   

Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).


Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Уважаемые родители!
     Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Если ваш ребёнок посещает логопедический пункт, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

Необходимо выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом и, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Родителям важно знать:

  • Ясная чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком одно из обязательных условий правильного речевого развития
  • Родителям, нужно правильно строить общение с ребёнком, создавая условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе отработки навыка
  • Непонятные  для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!
  • Проявляйте выдержку, не допускайте  раздражительного тона

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie